Top offer rxmed.org !.>\ buy dapoxetine tablets online. Beauty - Skin Care - Makeup And Accessories - Canadian pharmacy !{/ buy medicine online on phone or online order. Ordering is safe with canada pharmacy )>< cialis online an extensive online catalogue. Sale of drugs and medical products. Search and order drugs. canadian pharmacies "]# buy generic levitra tips when buying drugs online.
Международный опыт
24.01.10    Печать

alt 

Зарубежный опыт правового регулирования деятельности саморегулируемых организации

Основные зарубежные модели регулирования рынка ценных бумаг
Регулирование рынка ценных бумаг имеет специфическую особенность. Эта особенность обусловлена спецификой ценной бумаги, которая приобретает свойство объекта гражданских прав только после придания имущественному праву документарной или бездокументарной формы с соблюдением всех обязательных реквизитов, предусмотренных законодательством о ценных бумагах. Поэтому позитивные социальные связи по поводу ценной бумаги, как правило, не существуют в неурегулированной форме. Это происходит ввиду высокой степени организации имущественных связей в данной сфере и представляет собой пример активного системообразующего влияния ценных бумаг на общественные отношения.

В соответствии с мировой практикой рынок ценных бумаг делится на два - в значительной мере независимых друг от друга - рынка: организованный и свободный.

Первый подразумевает сделки, заключённые на фондовой бирже, второй - вне её. Организованный рынок требует, чтобы предлагаемые на продажу бумаги проходили листинг (специальную регистрацию), удовлетворяли набору дополнительных условий.

Процедурные вопросы, связанные с обращением на таком рынке, строго регламентируются законодательством и правилами биржи. Свободный рынок например в США составлял в разные годы 65-70 и более процентов всех сделок в стране. Административное регулирование в первую очередь касается организованного рынка, тогда как саморегулирование относится к обоим этим рынкам.

При этом термин "саморегулирование рынка ценных бумаг" используется в смысле организационном, как институциональное оформление саморегулируемых организаций профессиональных участников фондового рынка и система делегированных этим организациям сверху и снизу полномочий по регулированию рынка.

Объективная необходимость государственного регулирования рынка ценных бумаг обусловлена рядом обстоятельств:

• необходимостью нормативно-правового регулирования рынка ценных бумаг, с тем чтобы обеспечить принцип его единства, а также единства режима и методов регулирования рынка на всей территории Украины;
• обеспечением жёсткого контроля за соблюдением правовых норм деятельности на фондовом рынке и неукоснительной ответственности участников рынка в случае их нарушения;
• требованием защиты интересов всех участников рынка ценных бумаг;
• обеспечением равенства всех участников рынка перед органами, осуществляющими его регулирование;
• соблюдением принципа гласности в области нормотворчества и обязательного участия профессиональных участников рынка в создании его нормативно-правовой базы;
• стимулированием государством конкуренции на рынке ценных бумаг посредством недопустимости преференций или каких-либо льгот для отдельных его участников.

Организационное построение системы регулирования фондового рынка в подавляющем большинстве государств базируется на концепции двухуровневой системы органов регулирования. Первый уровень составляют органы государственного регулирования, второй уровень образуют саморегулируемые организации, созданные профессиональными участниками рынка ценных бумаг - различного рода союзы, ассоциации, лиги профессиональных участников, фондовые биржи, организаторы внебиржевой торговли.

Распределение функций и полномочий между государственными органами и саморегулируемыми организациями обусловлено культурными и историческими традициями каждой страны, а также уровнем развития рынка ценных бумаг.

Особенности административного регулирования национальных фондовых рынков исторически складывались по-разному в континентальной Европе и англо-американских странах.
 
alt 

Так, в континентальной Европе фондовые биржи возникли как публичные институты; соответственно, вмешательство государства в их деятельность носит более активный характер.

В Великобритании и США официальными рынками ценных бумаг являются фондовые биржи, создаваемые как частные организации. В Великобритании Совет по ценным бумагам и инвестициям (Securities and Investment Board), который играет важную роль в регулировании финансовых услуг и которому Кабинетом министров делегированы соответствующие полномочия, также создан в форме компании с ограниченной ответственностью участников в пределах определённой суммы (a company limited by guarantee), т.е. имеющей ограниченную ответственность её членов на сумму, на которую они внесли обязательство произвести вклад в её имущество в случае ликвидации.

В Германии институт саморегулирования профессиональных участников рынка ценных бумаг согласно действующему законодательству отсутствует. Там традиционно регулирование фондового рынка осуществлялось органами государственной власти земель. В 1994 г. Закон об операциях с ценными бумагами учредил Комиссию по ценным бумагам, которая должна была взять на себя функции регулирования.

За нарушение установленных профессиональными участниками рынка правил организации торговли ценными бумагами следует наказание в виде порицания, штрафа, приостановления членства. Высшей мерой наказания является исключение, что для профессионального участника рынка фактически означает конец карьеры. Помимо указанных правил СРО разрабатывает детальный кодекс для стандартизации средств урегулирования сделок с ценными бумагами, включая процедуры поступления и поставки, подтверждения, даты расчетов, расчет накопленных процентов, перевод денег и рекламации.

Итак, с 30-х гг. XX века в США сложилась двухуровневая система регулирования рынка ценных бумаг: первый уровень - органы государственного регулирования, прежде, всего Комиссия по ценным бумагам и биржам, и специальные органы регулирования в штатах; второй уровень - саморегулируемые организации профессиональных участников рынка ценных бумаг.

КЦББ включает пять членов, назначаемых президентом США, четыре отдела (корпоративных финансов, регулирования рынка, инвестиционного менеджмента и правозащитный), 18 управлений (аудиторское, информационных технологий, кадровое, аттестационное и др.), 11 региональных офисов.

В свою очередь, на втором уровне функционируют два типа саморегулируемых организаций:

Национальная ассоциация фондовых дилеров - NASD (National Association of Securities Dealers). Членство в ней обязательно для брокеров и дилеров, осуществляющих деятельность на рынке ценных бумаг. Без членства в NASD организация не может получить лицензию, дающую право работать на рынке, стать членом фондовой биржи, заниматься клиринговой или депозитарной деятельностью. NASD Inc. - это группа компаний, в которой одна холдинговая компания контролирует деятельность двух других организаций - NASD Regulations (собственно саморегулируемой организации) и NASDAQ (торговой системы) возникшей в феврале 1971 г.

Инфраструктурные организации на рынке ценных бумаг, членами которых являются его профессиональные участники, например, Нью-Йоркская фондовая биржа - New York Stock Exchange (NYSE), National Association of Securities Dealers Automated Quotation System (NASDAQ), Depository Trust Company (DTC), National Securities Clearing Corporation (NSCC), Option Clearing Corporation (OCC) и другие. В законодательстве и на практике они также именуются саморегулируемыми. Членство в такой организации для профессионального участника добровольное.

Функциональное назначение саморегулируемых организаций двух обозначенных типов различно. NASD в основном ориентирована на регулирование отношений между участниками рынка ценных бумаг и их клиентами, а также на решение проблем, общих для всех участников рынка вне зависимости от сферы их деятельности на биржевом, внебиржевом или ином рынке. Саморегулируемые организации второго типа организуют и регулируют главным образом отношения между профессиональными участниками рынка ценных бумаг в процессе осуществления ими той или иной деятельности на этом рынке.

NASD - это модель, предполагающая делегирование саморегулируемым организациям на основании закона небольшой части государственных полномочий по регулированию и контролю за деятельностью брокеров и дилеров на рынке ценных бумаг. При этом наиболее важные регулирующие функции по регулированию и контролю на рынке ценных бумаг выступает Комиссия по ценным бумагам и биржам (КЦББ) -государственный орган, наделённый значительными нормотворческими, исполнительными и отчасти судебными полномочиями.

Саморегулируемые организации второго типа - это пример делегирования полномочий "снизу" участниками рынка, которые передают часть своих прав биржам, депозитариям, клиринговым организациям в целях лучшей организации торговли и расчётов на фондовом рынке.

В настоящее время активное развитие на мировых рынках так называемых "Альтернативных Торговых Систем" (ATS), которые, в отличие от СРО, являются коммерческими организациями , ведёт к уменьшению значимости СРО второго типа как регулятора фондового рынка и к повышению роли СРО первого типа.

alt 

Великобритания


Законом (The Financial Services Act 1985) принята весьма специфическая система делегирования полномочий государственной (публичной) власти на рынке ценных бумаг. На этой основе в UK сложилась целая система СРО.

В соответствии с законом регулирование рынка ценных бумаг в Великобритании возложено на Кабинет министров (Secretary of State). Этот правительственный орган свои полномочия по регулированию рынка ценных бумаг делегировал специальному органу, известному как Securities and Investments Board (SIB). Он финансируется за счет взносов участников рынка, но сам непосредственно СРО (SRO) не является. SIB, по законодательству UK, вправе самостоятельно выдавать лицензии на право осуществления инвестиционной деятельности на рынке ценных бумаг, но может делегировать его и СРО, что на практике и сделал.

При этом разными сферами инвестиционной деятельности "руководят" разные СРО. The Securities and Futures Authority (SFA) занимается брокерами-дилерами, являющимися членами London Stock Exchange (LSE), London Futures and Options Exchange (LIFFE), London Metal Exchange (LME) и других товарных бирж Великобритании. Другая СРО - The Investment Management Regulatory Organisation (IMRO) - регулирует деятельность управляющих компаний и попечителей, организующих функционирование инвестиционных и пенсионных схем. Третья СРО - Personal Investment Authority (PIA) организует деятельность индивидуальных предпринимателей в сфере управления и консультирования коллективных инвестиционных, пенсионных и страховых схем. Формально в Великобритании членство в СРО не является обязательным. Разрешение на право осуществлять инвестиционную деятельность (direct autorization) компании могут получать в СРО или напрямую в SIB. Однако на практике второй вариант - явление редкое. При этом одна и та же компания может являться членом двух и более СРО.

В отличии от США биржи и клиринговые организации формально не называются в Великобритании СРО. Они осуществляют свою деятельность на рынке ценных бумаг не на основании обычного разрешения (autorization) как другие участники рынка ценных бумаг, а на только при условии получения от SIB статуса "признанной" инвестиционной биржи или "признанной" клиринговой организации. Фактически же функции бирж и клиринговых организаций в отношении их членов в Великобритании аналогичны практике, сложившейся в США.

Однако в последнее время система регулирования финансового рынка в Великобритании претерпела существенные изменения. В стране создан по сути мегарегулятор (Financial Services Authority - FSA).

Статус.  Неправительственная организация, инкорпорированная по закону о компаниях 1985 года, осуществляющая регулятивные и надзорные полномочия в отношении любых компаний и лиц, осуществляющих деятельность на финансовых рынках.

История.  В 1998 году ФСА от Банка Англии переданы полномочия по надзору за банковским сектором.

С 1 декабря 2001 года в силу вступил Закон «О финансовых услугах и финансовых рынках», которым ФСА были переданы полномочия следующих органов:

A) Комиссии строительных обществ;
Б) Комиссии инвестиционных партнерств;
B) Организации по регулированию инвестиционного менеджмента;
Г) Органа по регулированию индивидуальных инвестиций;
Д) Органа по регулированию рынка ценных бумаг.

Дополнительно ФСА получила полномочия по регулированию рынка закладных, мониторинга и рассмотрения вопросов по применению Кодекса рыночного поведения Code of Market Conduct).

Состав.  ФСА состоит из Исполнительного органа, члены которого назначаются Казначеем Ее Величества (Министром финансов), в составе Исполнительного председателя, трех управляющих директоров и 11 совещательных директоров.

За каждым управляющим директором закреплено отдельное направление работы:

A) Директорат регулятивного процесса и управления рисками;
Б) Директорат по вопросам потребителей финансовых услуг, инвестиций и страхования;
B) Директорат по вопросам привлечения депозитов и рынков депозитных услуг.

Сегодня совещательными директорами ФСА являются, в частности, представители Банка Англии, Национального совета потребителей, частного траст-фонда, банка АБН-АМРО, бывший высокопоставленный руководитель Ситибанк/Саломон Смит Берни, два руководителя научных организаций.

Совещательные директора выполняют функцию внутреннего контроля за решениями ФСА и ее Исполнительного председателя.

Официально декларируемые основные цели ФСА:

а) Борьба с инсайдом и усиление защиты информации финансового рынка;
б) Усиление интереса общества к финансовому рынку;
в) Защита потребителей финансовых услуг;
г) Борьба с финансовыми преступлениями и правонарушениями.

Финансирование.

За счет регулируемых участников рынка.

Отчетность.

Ежегодная перед Минфином, которое обязано докладывать о деятельности ФСА Парламенту.

Дополнительная устная отчетность на заседаниях Коллегии Минфина.

Госорганы и организации, с которыми обязаны взаимодействовать:

•    Минфин;
•    Банк Англии;
•    Министерство промышленности и торговли;
•    Министерство труда и пенсионного обеспечения;
•    Регулятор пенсионного инвестирования;
•    Офис честной торговли (до некоторой степени - аналог российского МАП);
•    Офис расследований серьезных мошенничеств на рынке;
•    Национальная служба уголовных расследований.

Организации, признанные ФСА и привлекаемые к сотрудничеству:

•    Ассоциация сертифицированных бухгалтеров;
•    Институт актуариев;
•    Институт лицензированных бухгалтеров Англии и Уэльса;
•    Институт лицензированных бухгалтеров Шотландии;
•    Институт лицензированных бухгалтеров Ирландии;
•    Юридическое общество Англии и Уэльса;
•    Юридическое общество Северной Ирландии;
•    Юридическое общество Шотландии.

Основные полномочия:

•    Выдача разрешений на осуществление деятельности (допуск на рынок в той или иной форме) любыми лицами, намеревающимися осуществлять бизнес на финансовом рынке;
•    Согласование внутренних контролеров финансовых институтов;
•    Сбор информации о всех участниках рынка;
•    Надзор за всеми институтами, привлекающими средства во вклады, в страховые полисы, в коллективные инвестиционные схемы и проекты.
•    Специальный надзор за финансовыми группами на рынке;
•    Надзор за деятельностью бирж и торговых площадок, в том числе не только по ценным бумагам. Например, ФСА надзирает за деятельностью Лондонской биржи металлов.
•    Надзор за клиринговыми организациями;
•    Мониторинг сделок с активами;
•    Официальный государственный листинг ценных бумаг.
•    Опыт саморегулирования аудиторов.

Анализ имеющихся материалов, характеризующих национальные саморегулируемые профессиональные бухгалтерские и аудиторские организации различных стран, позволяет предполагать существование различных организационных моделей взаимодействия государства и СРО бухгалтеров и аудиторов. Именно реформирование профессии стало основой для становления саморегулируемых организаций большинства стран.

Соответственно, можно выделить различные модели участия саморегулируемых профессиональных бухгалтерских и аудиторских организаций в данном процессе.

Представляется, что целесообразно выделить три типа таких моделей:

Первая (либеральная) модель предполагает, что процесс реформирования аудиторской и бухгалтерской профессии осуществляется саморегулируемыми профессиональными организациями практически без участия государственных органов.

Эта модель, в целом, характерна для стран с устоявшейся ориентацией на принципы либеральной рыночной экономики и длительными традициями саморегулирования аудиторской и бухгалтерской профессии.

Для этой модели характерна активная роль саморегулируемых профессиональных организаций в разработке и внедрении профессиональных стандартов, использование национальных стандартов профессиональными организациями.

Этот тип организационной модели характерен для таких стран как Израиль, Канада, Мексика, Новая Зеландия и др. Однако, и в развивающихся государствах можно обнаружить примеры этой модели (Бангладеш, Бруней).
 
alt 
В Чили национальная система отчетности, ориентированная на чилийские GAAP, устанавливается Чилийским Институтом бухгалтеров. В случае отсутствия какого-либо национального стандарта, разрешается применение МСФО.

Национальные стандарты Мексики устанавливаются Мексиканским институтом профессиональных бухгалтеров. Соответствующий Комитет Института профессиональных бухгалтеров издает и официальные рекомендации, которые, однако, не являются обязательными.

В Новой Зеландии стандарты разрабатываются профильным комитетом Института профессиональных бухгалтеров.

На Филиппинах национальные учетные стандарты выпускает Совет по стандартам бухгалтерского учета Института профессиональных бухгалтеров. Однако, они становятся обязательными к применению после одобрения государственными органами - Комиссиями по бухгалтерскому учету и профессиональному регулированию.

Второй (централизованный) тип модели предполагает регулирование аудиторской и бухгалтерской профессии силами, прежде всего, государственных органов с привлечением в той или иной степени саморегулируемых профессиональных бухгалтерских и аудиторских объединений, выполняющих, в основном, вспомогательные функции.

Такой тип организационной модели взаимодействия государства и СРО аудиторов и бухгалтеров характерен в основном для стран с весьма жесткой системой государственного регулирования.

К этому типу можно отнести системы многих постсоциалистических государств, например, Китая.

Разработка нормативных актов по бухгалтерскому учету и аудиту осуществляется государственными структурами. Их же решениями осуществляется введение новых нормативных актов.

Саморегулируемые профессиональные организации играют при этом в большей степени пассивную роль, обеспечивая через отведенные им функции реализацию решений государственных органов.

В Китайской Народной Республике национальные учетные стандарты разрабатываются и утверждаются Министерством финансов. Оно же ответственно за реализацию провозглашенного принципа гармонизации национальных стандартов с МСФО. Члены Института профессиональных аудиторов обязаны в качестве основы аудита указывать национальные стандарты, утвержденные соответствующим подразделением Министерства финансов.

В Эстонии ответственным за утверждение национальных стандартов и их приспособления к МСФО является самостоятельная государственная структура - Комитет по стандартам Эстонии.

В Румынии национальные стандарты устанавливаются Министерством финансов после консультаций с независимой ассоциацией - Национальной комиссией экспертов по бухгалтерскому учету.

В Панаме разработкой национальных стандартов и их приспособлением к МСФО ведет Совет по технике бухгалтерского учета. В своих резолюциях Совет декларирует необходимость координации действий с университетами и профессиональными ассоциациями.

Наконец, третья модель занимает своего рода промежуточное положение между первой - либеральной и второй - централизованной.

Для этой модели характерны разнообразные варианты соотношения централизованного (государственного) и либерального (профессионального) типов регулирования.

Именно этот вариант представляет наибольший интерес для изучения при определении организационной модели работы СРО в области аудита и бухгалтерского учета.

К главным факторам, определяющим специфику отечественной системы аудита, можно отнести:

1. Глубокие традиции отечественной учетной науки и практики, высокий профессиональный потенциал.
2. Не менее длительные традиции государственного регулирующего начала в экономике вообще, финансово-кредитной сфере и учетной политике в частности.
3. Масштабы отечественной экономики.
4. Небольшой срок функционирования саморегулируемых профессиональных организаций.

В этих условиях первые две модели представляются труднореализуемыми.

Так например, в Аргентине параллельно существуют стандарты, разработанные на базе Федерации профессиональных бухгалтеров, с одной стороны, и официальные стандарты Национальной комиссии по ценным бумагам и специальные отраслевые стандарты, разработанные регулирующими органами, например, Центральным банком, с другой. Как Федерация профессиональных бухгалтеров, так и Комиссия по ценным бумагам планируют перестроить большинство своих стандартов на основе МСФО.

В Бразилии национальные стандарты разрабатываются Бразильской Комиссией по ценным бумагам, однако, Бразильский Институт бухгалтеров выпустил версию стандартов, основанных на МСФО, с целью обсуждения и совершенствования национальных стандартов, а не для практического использования.

В такой постсоциалистической стране как Болгария национальные стандарты утверждаются Советом министров. Однако, разработкой и обновлением национальных стандартов в соответствие с методологией и интерпретациями МСФО по поручению Министерства финансов занимается Институт профессиональных бухгалтеров Болгарии.

В Индонезии органом, утверждающим национальные стандарты, является Комитет по стандартам финансовой отчетности. Выпущенные Комитетом стандарты подлежат одобрению Институтом бухгалтеров, хотя для интерпретации стандартов такое одобрение не требуется.

В Японии ответственным за установление национальных стандартов является Консультационный Комитет Министерства финансов. Японский Институт профессиональных бухгалтеров издает рекомендации по изменению национальных стандартов.

Консультационный Комитет Министерства финансов при работе над национальными стандартами учитывает документы Института профессиональных бухгалтеров и других организаций, работающих в области стандартов аудита и бухгалтерского учета.

Однако едва ли не наибольший интерес вызывает организационная модель, существующая в Индии.

В 1977 году Комитет по учетным стандартам Индии опубликовал собственные стандарты, большинство которых соответствовало МСФО.

Однако в 1998 году в дополнение к закону о компаниях был учрежден Национальный Консультативный Совет по бухгалтерским стандартам. Состав Совета формируется из представителей профессиональных организаций, центрального правительства, резервного банка Индии, Главного аудитора и т.д. Правительство утверждает национальные стандарты после консультаций с Советом.

Функции саморегулируемых профессиональных организаций в обеспечении реформирования национальных систем аудита и бухучета

К числу важнейших тесно взаимосвязанных функций такого рода можно отнести:

1) разработка (участие в разработке) и одобрение вновь вводимых стандартов и рекомендаций по их применению;
2) участие в работе международных профессиональных организаций (IFAC (International Federation of Accountants), IASC (International Accounting Standards Committee), IASB (International Accounting Standards Bureau)); взаимодействие с другими профессиональными организациями; государственными органами;
3) информационная функция - издание литературы, создание и организация работы web-site и т.п.;
4) образовательная функция - подготовка (образование) и сертификация специалистов;
5) обеспечение соответствия аудиторской и бухгалтерской отчетности организаций реформируемым основам национальных аудиторских и бухгалтерских систем (внутренний контроль качества услуг, предоставляемых членами саморегулируемых профессиональных организаций).

Рассмотренные выше особенности организационных моделей участия саморегулируемых профессиональных организаций в процедуре реформирования бухгалтерского учета различных стран определяют и специфику выполнения этими организациями одной из важнейших функций в обеспечении реформы, а именно -разработки либо участия в разработке и одобрении новых бухгалтерских и аудиторских стандартов и рекомендаций по их применению.

В свою очередь, надежность аудиторских заключений обеспечивается систематическими проверками качества, осуществляемыми саморегулируемыми профессиональными организациями и их объединениями.

Так, например, единый координирующий орган в Великобритании, созданный Институтами профессиональных бухгалтеров Англии, Уэльса, Шотландии и Ирландии призван обеспечивать соответствие аудиторских услуг регулирующим правилам и оказание помощи в повышении качества стандартов в аудиторской профессии.

Как отмечено выше, с опытом проводимых проверок качества данный орган знакомит представителей саморегулируемых профессиональных организаций различных стран.

На пространстве государств-участников СНГ достигнуты значительные успехи в развитии аудиторской и бухгалтерской профессий при непосредственном участии национальных профессиональных организаций. Для примера можно рассмотреть опыт Кыргызской Республики.

Для осуществления перехода юридических лиц на МСФО в соответствии с Постановлением Правительства Кыргызской Республики от 28.09.2001 г. «О Международных стандартах финансовой отчетности в Кыргызской Республике» была создана Палата бухгалтеров и аудиторов Кыргызской Республики путем слияния Палаты аудиторов, Союза бухгалтеров, Ассоциации бухгалтеров и аудиторов и Института профессиональных бухгалтеров - т.е. фактически создана единая профессиональная страновая саморегулируемая организация.

В целом, на основании проведенного анализа международного опыта, можно сделать основной вывод - вне зависимости от формы взаимодействия, реформа аудиторской и бухгалтерской профессии невозможна без участия саморегулируемых профессиональных организаций. Их роль различна в разных странах, но в то же время прямо пропорциональна уровню либерализации экономики.

Саморегулируемые организации основанные в ВЕЛИКОБРИТАНИИ согласно Финансовому Акту Услуг, чтобы регулировать действия инвестиционного бизнеса и составлять и внедрять определенные кодексы поведения. В 1991 произошло слияние компаний Ассоциации Ценных бумаг Ltd (TSA) и Ассоциации фьючерсных брокеров и дилеров Лтд (AFBD), была сформирована ассоциация Securities and Futures Authority Ltd (SFA), регулирующая деятельность брокеров и дилеров на Лондонской фондовой бирже и Лондонской бирже финансовых фьючерсов и опционов. В 1994 Регулирующая Ассоциация Финансовых Посредников, Менеджеров и Брокеров Ltd (FIMBRA) объединилась с Personal Investment Authority, с 1995 года работает Investment Managers Regulatory Organization (IMRO), регулирующая организации, предлагающие инвестиционные услуги.

alt 

Россия


Большой опыт развития саморегулирования наблюдается в России.

Так, развитие института саморегулируемых организаций в России после введения саморегулирования на фондовом рынке, связано было с принятием 27 сентября 2002 г. Государственной Думой Федерального закона N 165603-3 "О несостоятельности (банкротстве)" в новой редакции с учетом предложений Президента Российской Федерацией.

Закон подписан Президентом РФ 26 октября 2002 г. (N 127-ФЗ) и вступил в силу 2 декабря 2002 г.

В законе предусмотрен новый вид саморегулируемой организации саморегулируемая организация арбитражных управляющих. При этом закреплено качественно новое положение о саморегулируемых организациях. Объединение арбитражных управляющих в такие организации является не правом, а обязанностью. Для того, чтобы участвовать в проведении процедуры банкротства арбитражный управляющий должен быть членом одной из саморегулируемых организаций. При чем это касается также временного управляющего, административного управляющего, внешнего управляющего и конкурсного управляющего.

В законе зафиксировано очень подробное определение саморегулируемой организации в данной сфере. Это некоммерческая организация, которая основана на членстве, создана гражданами Российской Федерации, включена в единый государственный реестр саморегулируемых организаций арбитражных управляющих и целями деятельности которой являются регулирование и обеспечение деятельности арбитражных управляющих.

Статус саморегулируемой организации арбитражных управляющих приобретается некоммерческой организацией с даты включения указанной организации в единый государственный реестр саморегулируемых организаций арбитражных управляющих.

Основанием для включения некоммерческой организации в единый государственный реестр саморегулируемых организаций арбитражных управляющих является выполнение ею следующих условий:

1)
соответствие не менее чем сто ее членов следующим требованиям:
- быть зарегистрированным в качестве индивидуального предпринимателя;
- иметь высшее образование;
- иметь стаж руководящей работы не менее чем два года в совокупности;
- сдать теоретический экзамен по программе подготовки арбитражных управляющих;
- пройти стажировку в качестве помощника арбитражного управляющего;
- не иметь судимости за преступления в сфере экономики.

2) участие членов не менее чем в ста (в совокупности) процедурах банкротства, в том числе не завершенных на дату включения в единый государственный реестр саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, за исключением процедур банкротства по отношению к отсутствующим должникам;

3) наличие компенсационного фонда или имущества у общества взаимного страхования, которые формируются исключительно в денежной форме за счет взносов членов в размере не менее чем триста тысяч рублей на каждого члена.

Саморегулируемая организация арбитражных управляющих осуществляет следующие функции:
- обеспечение соблюдения своими членами законодательства Российской Федерации, правил профессиональной деятельности арбитражного управляющего;
- защита прав и законных интересов своих членов;
- обеспечение информационной открытости деятельности своих членов, процедур банкротства;
- содействие повышению уровня профессиональной подготовки своих членов.

В саморегулируемой организации арбитражных управляющих кроме исполнительного органа образуется постоянно действующий коллегиальный орган управления в составе не менее чем семь человек. В компетенцию этого органа входит утверждение правил деятельности и деловой этики членов саморегулируемой организации в качестве арбитражных управляющих.

Не более двадцати пяти процентов членов постоянно действующего коллегиального органа управления саморегулируемой организации должны составлять лица, не являющиеся членами саморегулируемой организации. В состав органов управления саморегулируемой организации не могут входить государственные и муниципальные служащие.

Для обеспечения своей деятельности саморегулируемая организация арбитражных управляющих формирует структурное подразделение, осуществляющее контроль деятельности своих членов в качестве арбитражных управляющих, а также органы по:
✓    рассмотрению дел о наложении на членов саморегулируемой организации мер ответственности;
✓    отбору кандидатур своих членов для их представления арбитражным судам для утверждения в деле о банкротстве.

Некоммерческая организация подлежит включению в единый государственный реестр в течение семи дней с даты представления в федеральный орган исполнительной власти следующих документов:
•    заявление о включении в единый государственный реестр саморегулируемых организаций арбитражных управляющих;
•    надлежащим образом заверенные копии учредительных документов;
•    надлежащим образом заверенная копия свидетельства о государственной регистрации;
•    заверенные некоммерческой организацией копии свидетельств о государственной регистрации всех ее членов в качестве индивидуальных предпринимателей;
•    заверенные некоммерческой организацией копии дипломов о высшем образовании всех ее членов;
•    заверенные некоммерческой организацией копии документов, подтверждающих сдачу теоретического экзамена по программе обучения арбитражных управляющих;
•    заверенные некоммерческой организацией копии трудовых книжек или иных документов, подтверждающих наличие установленного стажа руководящей работы всех ее членов;
•    заверенные некоммерческой организацией копии свидетельств или иных документов, подтверждающих прохождение каждым ее членом стажировки в качестве помощника арбитражного управляющего;
•    заверенные некоммерческой организацией копии справок об отсутствии судимости у всех ее членов.

Регулирующий орган обязан в течение трех дней с даты включения некоммерческой организации в единый государственный реестр саморегулируемых организаций арбитражных управляющих уведомить в письменной форме некоммерческую организацию о таком включении или представить мотивированный отказ во включении в реестр.

Регулирующий орган отказывает некоммерческой организации во включении в единый государственный реестр саморегулируемых организаций арбитражных управляющих по следующим основаниям:
•    некоммерческая организация не выполняет хотя бы одно условие из условий, предусмотренных законом;
•    представлены не все документы, предусмотренные нормой закона.

Саморегулируемая организация арбитражных управляющих вправе:
•    представлять законные интересы своих членов в их отношениях с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления;
•    уведомлять арбитражные суды Российской Федерации о приобретении статуса саморегулируемых организаций арбитражных управляющих;
•    обжаловать в судебном порядке акты и действия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, нарушающие права и законные интересы любого из своих членов или группы членов;
•    подавать иски о защите прав и законных интересов лиц, участвующих в деле о банкротстве;
•    применять в отношении своих членов предусмотренные учредительными и иными документами меры дисциплинарной ответственности, в том числе исключение из членов саморегулируемой организации;
•    заявлять в арбитражный суд ходатайства об отстранении от участия в деле о банкротстве своих членов, в действиях (бездействии) которых установлены нарушения законодательства о несостоятельности (банкротстве);
•    осуществлять иные полномочия.

Саморегулируемая организация арбитражных управляющих обязана:

•    разрабатывать и устанавливать обязательные для выполнения всеми своими членами правила профессиональной деятельности арбитражного управляющего;
•    контролировать профессиональную деятельность своих членов;
•    рассматривать жалобы на действия своего члена, исполняющего обязанности арбитражного управляющего в деле о банкротстве;
•    разрабатывать и устанавливать требования, предъявляемые к гражданам Российской Федерации, желающим вступить в саморегулируемую организацию;
•    уведомлять арбитражный суд, рассматривающий дело о банкротстве, об исключении своего члена, исполняющего обязанности арбитражного управляющего в таком деле, в срок не позднее чем три дня с даты его исключения;
•    осуществлять сбор, обработку и хранение информации о деятельности своих членов, раскрываемой ими для саморегулируемой организации в форме отчетов в порядке и с периодичностью, которые установлены уставом и иными документами саморегулируемой организации;
•    осуществлять организацию и проведение стажировки гражданина Российской Федерации в качестве помощника арбитражного управляющего;
•    осуществлять ведение реестра арбитражных управляющих, являющихся ее членами, и обеспечивать свободный доступ к включаемым в такой реестр сведениям заинтересованным в их получении лицам;
•    обеспечивать формирование компенсационного фонда или имущества общества взаимного страхования для финансового обеспечения ответственности по возмещению убытков, причиненных ее членами при исполнении обязанностей арбитражного управляющего;
•    представлять в регулирующий орган в целях последующего опубликования изменения, внесенные в учредительные документы, правила и стандарты деятельности и деловой этики арбитражных управляющих;
•    по запросу регулирующего органа предоставлять отчеты о процедурах банкротства, проведенных арбитражными управляющими, являющимися членами саморегулируемой организации.
В законе также подробно зафиксирован порядок вступления арбитражного управляющего в саморегулируемую организацию.

Отмена лицензирования и саморегулируемые организации (СРО) основанные на членстве организаций выполняющих инженерные изыскания.

До недавнего времени лицензии на право выполнения инженерных изысканий выдавало Министерство регионального развития РФ (ранее Госстрой), в связи с недавними изменениями в действующее законодательство, допуск на выполнение инженерных изысканий может дать только саморегулируемая организация объединяющая индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, выполняющих инженерные изыскания. Разумеется, законодатель предусмотрел требования которым должны соответствовать саморегулируемые организации объединяющие «изыскателей».

Прежде всего это должна быть некоммерческая организация, в ее состав в качестве членов должны входить не менее чем пятьдесят индивидуальных предпринимателей и (или) юридических лиц, которые должны сформировать компенсационный фонд в размере не менее чем пятьсот тысяч рублей на одного члена организации. Либо саморегулируемая организация может предусмотреть для своих членов требование по страхованию рисков, тогда компенсационный фонд может быть не менее чем сто пятьдесят тысяч рублей на одного члена некоммерческой организации.

Между тем законодатель очень четко сформулировал ответственность за выполнение работ организациями и индивидуальными предпринимателями выполняющими инженерные изыскания без лицензии либо без допусков выданных саморегулируемой организацией.

Принятый Закон РФ о саморегулировании строительных организаций находит достаточно широкое одобрение со стороны властей РФ, однако это вовсе не означает, что он в достаточной степени адекватно оценивается непосредственно строительными организациями России. Строители понимают, что изменения, произошедшие в Градостроительном кодексе РФ, а именно саморегулирование в строительстве, проектировании и инженерных изысканий, с одной стороны повысит управляемость строительным комплексом, а так же эффективность его деятельности, а с другой – принесет множество финансовых издержек, включая обязательное страхование и взносы в компенсационный фонд. При этом механизм выплат по сегодняшний день остается недостаточно понятным.

Одним из основных минусов введения СРО в строительстве является тот факт, что саморегулирование, как модель, абсолютно не подходит для малых российских городов, где такая отрасль, как строительство развита в недостаточной степени широко. Поскольку отраслевые союзы – саморегулируемые организации, которые должны будут заниматься вопросами саморегулирования окажутся слишком слабы для того, чтобы эффективно справляться с собственной задачей, что, вне всякого сомнения, приведет к достаточно ощутимому снижению, как качества строительства, так и его безопасности.

Для того чтобы получить свидетельство о допуске к строительным работам, либо к проектным или изыскательским работам, обязательным условием будет членство в саморегулируемой организации. При этом именно организацией будет определяться основные требования и критерии к специалистам, занятым строительной деятельностью. Разумеется, основные критерии необходимые для того, чтобы получить допуск СРО будут прописаны в Градостроительном кодексе РФ. Остальные же требования будут устанавливаться на местах и считаться не менее обязательными по сравнению с основными. Такие условия для получения допуска к строительным работам от СРО могут быть абсолютно различными. Среди них могут быть и такие как чистота финансовой истории, прозрачность бухгалтерии и т.д.

Отказ от лицензирования строительных организаций и введение принципа саморегулирования – это принципиально новый подход к самой организации строительной деятельностью в РФ. Пока еще слишком рано прогнозировать, приживутся ли в России СРО строителей.

Все, что известно на сегодняшний день, это то, что согласно Федерального закона № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», с 01.01.2010 г. будет полностью прекращено лицензирование строительства зданий и сооружений, а так же проектирования. Новые лицензии на осуществление вышеуказанных видов деятельности перестали выдавать с 1 января 2009 года. На сегодняшний день в России зарегистрировано уже более 10 СРО в сфере строительства.

В конце 2007 года в России принят федеральный закон «О саморегулируемых организациях», это произошло спустя четыре года после принятия его в первом чтении.

Законом предусматривается, что государство, отказываясь от отраслевого нормотворчества в пользу СРО и сохраняя за собой функцию надзора за поведением участников рынка, одновременно предъявляет саморегулируемым организациям повышенные требования через реализацию принципа материальной ответственности их участников перед потребителями производимых товаров (работ, услуг). В этом отношении саморегулируемые организации должны отличаться от любых прочих некоммерческих организаций предпринимателей не только функционально, но и своей организационной структурой, а также наличием дополнительных по сравнению с установленными законодательством механизмов ответственности участников СРО перед третьими лицами.

Поэтому, в законе саморегулирование оформляется как комплексное явление с особой системой взаимоотношений хозяйствующих субъектов друг с другом и с государством, которому присущи следующие цели:
•    поддержание высоких стандартов предпринимательской деятельности и деловой этики в своей отрасли;
•    создание альтернативных механизмов разрешения споров субъектов саморегулирования и потребителей, а также субъектов саморегулирования и государства;
•    снижение объема государственного регулирования деятельности субъектов саморегулирования.

Закон базируется на следующих основных принципах:
•    добровольного объединения субъектов предпринимательской деятельности в саморегулируемые организации;
•    последовательной активизации процессов дебюрократизации экономики и поддержки формирования в стране гражданско-правовых институтов, нацеленных на закрепление добросовестной практики ведения хозяйственной деятельности.

Законом предусматривается, что стандарты и правила предпринимательской деятельности, разработанные самими предпринимателями, должны быть признаны чиновниками, судами, потребителями услуг предпринимательских сообществ в качестве не эфемерного, но совершенно реального инструмента регулирования, за неправильное применение которого может последовать наказание.
 
Рейтинг@Mail.ru Разработка и создание сайтов в Кривом Роге