Top offer rxmed.org !.>\ buy dapoxetine tablets online. Beauty - Skin Care - Makeup And Accessories - Canadian pharmacy !{/ buy medicine online on phone or online order. Ordering is safe with canada pharmacy )>< cialis online an extensive online catalogue. Sale of drugs and medical products. Search and order drugs. canadian pharmacies "]# buy generic levitra tips when buying drugs online.
Ольга Шарифуллина: В Украине уже необходим переход к саморегулированию
06.10.13    Печать

altУкраина является демократическим правовым государством, которое обязано гарантировать свободу экономической деятельности и поддержку конкуренции. Для этого создаются благоприятные условия для развития рыночной экономики, как путем непосредственного регулирующего воздействия, так и путем стимулов для формирования профессиональных сообществ с целью обеспечения баланса публичных и частных интересов. Учитывая все это наше государство может предоставить определенной отрасли право на самоорганизацию в случае наличия в ней должной концентрации профессионалов.

К тому же указом Президента Украины № 187 от 12.03.2012 года утверждена «Программа экономических реформ на 2010-2014 гг. «Состоятельное общество, конкурентоспособная экономика, эффективное государство», которой предусмотрено «Создание условий для развития саморегулируемых организаций и постепенной передачи им части функций государственного регулирования и контроля». Целью настоящей статьи является выявление основных постулатов о саморегулировании, его положительное влияние на регулируемые сферы и опыт применения.


Итак, саморегулирование не означает, что отрасль переходит в частно-правовое регулирование. Саморегулирование – это такой вид управления, при котором одновременно сочетается публично-правовое и часто-правовое регулирование с обеспечением максимальной прозрачности, детальной нормативной регламентацией, наличием квалифицирующих признаков, участием высококвалифицированных профессионалов в управлении, а также ответственности и надзора со стороны государства. Институт саморегулирования – это классический механизм гражданского общества в предпринимательской среде. Ведь он обеспечивает дополнительный надзор и контроль по отношению к государственному.


В настоящий момент анализ нормативно-правовой базы Украины показывает отсутствие системного подхода к созданию правовых условий развитию саморегулирования хозяйственной деятельности. Следует подчеркнуть, что на первых этапах становления саморегулирования в отрасли необходима более детальная регламентация всей законодательной системы саморегулирования с учетом всех выявленных несоответствий, основываясь на мнениях профессионального сообщества. Помогая развитию данной системы, государство признает готовность профессиональной отрасли к саморегулированию, создает условия и правила его функционирования в ожидании реализации данной правовой конструкции наиболее ответственными и инициативными представителями профессионалов.


Далее в рамках саморегулирования начинает функционировать конструктивный диалог власти и профессионалов: государство передает публичные функции бизнесу и контролирует саморегулируемые организации. При этом представители профессионалов формулируют обоснованное мнение сообщества и доносят его до властных структур с целью приспособления действующих норм к действительным реалиям и актуальным потребностям. Кроме этого, на первых этапах саморегулирования за государством остается функция просвещения путем издания нормативных документов.


Для целей обеспечения прозрачности системы саморегулирования она должна быть максимально регламентирована законом, механизмы которой будут впоследствии едиными для всех отраслей. Единство механизмов и правовых конструкций будет наработано практикой, систематизировано, обобщено и кодифицировано.


Посредством перехода отрасли на саморегулирование государство избавляется от необходимости осуществления контроля за всеми субъектами профессиональной деятельности. Но у него остается надзор за саморегулируемыми организациями, чья деятельность детально регламентирована законом.


В свою очередь, профессионалы освобождаются от бюрократических барьеров, при этом приобретают заинтересованность и ответственность за свою деятельность и деятельность каждого члена саморегулируемой организации.


В итоге, у нас остается квалифицированное мнение профессионалов, конструктивный диалог бизнеса и государства, а также реальное управленческое воздействие и повышение его эффективности. Оперативное вмешательство государства заменяется на нормативное регулирование и контроль за соблюдением законодательства саморегулируемыми организациями.


Предпосылки появления такой формы государственного регулирования, как саморегулирование, лежат в усложнении макроэкономических процессов развития современной экономики, необходимости вовлечения в управление ею дополнительных ресурсов, управления предметной деятельностью субъектов рынка, а также перехода к новым формам организации и контроля за деятельностью участников рынка.
Необходимо освободить рынок от недобросовестных производителей, возникающие отрицательные эффекты на рынке (снижение безопасности, качества, демпинг цен, коррупция в органах госуправления, уменьшение конфликта интересов участников рынка и т.д.), обострение международной конкуренции как на внешнем, так и на внутреннем рынке.


Саморегулирование как механизм государственного регулирования экономикой нацелен на управление ею за счет создания условий, при которых субъекты предпринимательской или профессиональной деятельности объединяются для достижения целей, установленных государством и по определенным им правилам.


Получается, что направление развития отрасли и ее судьбу будут решать не самые влиятельные представители отрасли, а наиболее компетентные, авторитетные, ответственные, инициативные профессионалы, по мнению самой отрасли.


Объективно необходимость в переходе отрасли на саморегулирование ощущается, когда государственное регулирование становится неэффективным, формальным. Например, в сфере строительства, далеко не все субъекты, получившие лицензию, занимаются профессиональной деятельностью, то есть это случайные лица для данной отрасли. Второе – у государства нет необходимого количества чиновников для проверки даже большей, не всей части субъектов деятельности, не говоря об эффективности таких проверок. И третье – вопрос с ответственностью за причинение вреда от недостатков выполненных работ всегда стоит очень остро, и государство не имеет прямых механизмов влияния на данный процесс.


Государственные органы управления в современных условиях, не всегда могут получать своевременно информацию о нарушениях законов, нормативных документов, связанных с предметной деятельностью участников рынка. Развитие стандартизации в рамках саморегулируемых организаций позволяет своевременно разрабатывать и реализовывать предупредительные меры. Стандарты и правила саморегулируемых организаций должны учитывать соответствующие законы и другие нормативные акты. Они являются обязательными для участников рынка и, соответственно, подлежат более оперативному и регулярному контролю со стороны саморегулируемых организаций, что повышает успешность деятельности участников рынка.


Европейские страны, а также Россия пошли по пути введения саморегулирования после определенных действий объединений профессионалов определенной отрасли, то есть естественным путем.


Согласно мировой практике регулятивные и охранительные меры, вводимые субъектами отрасли, зачастую устанавливают более высокий уровень требований к участникам рынка, чем органы власти. Дело в том, что многие сферы деятельности требуют узкопрофессионального подхода, который позволяет обеспечить принятие адекватных потребностям отрасли, более детальных и предметных норм и требований. Как следствие, управлять такой отраслью должны профессионалы.


Саморегулирование имеет весьма большие возможности по мобилизации ресурсов, корректировке ценностей и целей участников рынка, а также оказывает непосредственное влияние на их коллективное сознание. Не секрет, что именно коллективное сознание является, как правило, той основой, без приведения которой в действие мало что меняется в экономике и обществе.


Вследствие установления самими субъектами отрасли повышенных требований к своей деятельности, осуществления контроля за их исполнением, повышается качественный уровень произведенных товаров, конкурентность, стремление к инновациям, также происходит естественное очищение отрасли от непрофессионалов, повышение ответственности за недостатки выполненных работ. Сопутствующим положительным влиянием саморегулирования является повышение культуры профессиональной и корпоративной деятельности, культуры труда и даже правовой культуры.


Итак, чтобы делегировать саморегулируемой организации публичную функцию по наделению субъектов профессиональной деятельности специальной правоспособностью, такая саморегулируемая организация должна отвечать следующим основным требованиям:

- достаточное представительство субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности;
- наличие стандартов и правил предпринимательской или профессиональной деятельности и контроль за их исполнением членами саморегулируемой организации;
- применение механизмов имущественной ответственности за ущерб, причиненный третьим лицам, наличие компенсационного фонда.


Предоставление специальной правоспособности в рамках саморегулирования должно рассматриваться не как антипод государственного регулирования, а как его совершенствование за счет формирования механизма саморегулирования.


Все реже можно услышать в обществе мнение о том, что повышение требований к деятельности организаций и профессиональному уровню выполнения работ негативным образом повлияет на малый бизнес. Профессионализм не способен навредить.


Как и в любой сфере, саморегулирование не является исключением и может иметь несовершенства, пренебрежения в отношении главной его цели. Поэтому программа по борьбе с недобросовестными саморегулируемыми организациями составляет часть стратегии развития саморегулирования.


Не менее важной задачей являются меры по поддержке социально ориентированных саморегулируемых организаций, добросовестно выполняющих определенные законодательством задачи, не рассматривающие в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли. Они выполняют важные социальные, образовательные, управленческие функции, обеспечивают охрану человека, окружающей среды, защиту животных, объектов и территорий, имеющих культурное, природоохранное значение. Государство передало им те задачи, которые ранее были в сфере ответственности государства, и теперь они решаются за счет финансовых и интеллектуальных ресурсов участников рынка. Очевидно, что государство не должно применять к некоммерческим партнерствам, выполняющим важные функции социума, тот же механизм налогового и других форм регулирования, что и к другим хозяйствующим субъектам.


Таким образом, развитие саморегулирования, поддержка некоммерческих партнерств, на которые возложены важнейшие социальные функции, становятся сегодня частью стратегических задач, влияющих на безопасность и конкурентоспособность экономики. Саморегулирование как инструмент государственного регулирования позволяет государству решать такие серьезные задачи не за счет средств государственного бюджета, а за счет средств участников рынка.


Система саморегулирования обеспечивает качественно другой уровень контроля и регулирования относительно ранее существовавшей системы контроля осуществляемой органами госуправления.


Еще раз следует подчеркнуть, что мировой опыт перехода на систему саморегулирования демонстрирует положительные изменения в отрасли и экономике. Регулирование отрасли даже на первых этапах становления показывает уровень более эффективный, чем лицензирование, а также позволяющий внедрить систему реальной имущественной ответственности субъектов отрасли. Стандарты и требования к профессиональной деятельности приводятся в соответствие с объективной реальностью, более гибки к изменениям.


На современном этапе перед инвестиционно-строительным комплексом Украины стоит важнейшая задача: определения уровней владения навыками, компетентностью и способностью к стратегическому мышлению, выстраиванию грамотных отношений с зарубежными партнерами, формированию целей и задач на перспективу. В этом случае становится возможной создание самоуправляемых организаций, действующих на принципах сотрудничества с наибольшей эффективностью, которые приводят к выработке цельного построения интеграции в глобальную экономическую систему.


По мере развития экономики государства и преемственности институтов правового государства модель саморегулирования приобретет форму с наименьшим участием госрганов, модернизируется с учетом потребностей и способности профессионалов к саморегулированию.

 
Рейтинг@Mail.ru Разработка и создание сайтов в Кривом Роге